Меню
Диспетчерский пункт является ключевым звеном в управлении сложными и потенциально опасными процессами, где цена ошибки может быть колоссальной. Нагрузка на диспетчерские пункты постоянно увеличивается, поскольку повышаются требования к надежности и безопасности ТП, находящихся в сфере их контроля. Диспетчерам, с одной стороны, приходится обрабатывать все возрастающие объемы информации, а с другой — быстрее реагировать и принимать решения. Так, например, в ОАО «АК «Транснефть» диспетчерские пункты в режиме реального времени контролируют процесс транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов. В фокусе внимания диспетчеров одновременно находятся десятки тысяч линейных объектов, расположенных по всей России:
На диспетчерах ОАО «АК «Транснефть» лежит огромная ответственность: они контролируют ТП и предотвращают сбои, которые могут повлечь финансовые и репутационные потери для компании. Поэтому рабочая среда диспетчера должна быть максимально комфортной, чтобы люди работали с полной концентрацией внимания и при этом не уставали, оперативно получали необходимую информацию в виде, максимально удобном для восприятия, имели возможность в течение рабочей смены быстро восстановить свои силы для дальнейшей работы. Здесь все должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить эффективную работу, предотвратить возникновение ошибки или свести на нет ее возможные последствия.
Чаще всего причиной неэффективной работы и аварий по вине человека является не один, а сразу несколько неблагоприятных факторов. Например, неудобное рабочее место, преждевременная усталость и снижение внимания, посредственная читаемость информации с экрана коллективного пользования и т.д.
Получается своеобразная цепочка, которой ни при каких условиях нельзя позволить замкнуться. Многие звенья таких цепочек следует исключать уже на стадии создания (модернизации) диспетчерских пунктов.
Распространенной ошибкой при создании диспетчерских пунктов в отечественной практике является игнорирование проработки важнейших вопросов таких как:
Например, сначала решается задача установки конкретного оборудования, а впоследствии выясняется, что параметры этого оборудования не соответствуют решаемым задачам, и приходится “подгонять” задачи под установленное оборудование, а не наоборот.
От правильной компоновки и организации пространства диспетчерского пункта эффективность его работы зависит также весьма существенно. В частности, важно создать действительно удобное планировочное решение и определить оптимальный вариант расположения оборудования и рабочих мест с учетом многих особенностей, включая построение общения внутри рабочей смены, организацию передачи дел между сменами, отдых и прием пищи в течение смены, техническое обслуживание оборудования в условиях непрерывного круглосуточного графика работы и т. д. Поскольку диспетчерский пункт является очень специфическим объектом, в разработке планировочного решения должен принимать участие не только архитектор, но и специалисты по проектированию диспетчерских пунктов, владеющие всей этой спецификой, которая должна иметь приоритет перед отвлеченными дизайнерскими идеями. С другой стороны, нельзя игнорировать творческую составляющую работы самого архитектора, способного найти эффектные пространственные решения, влияющие в конечном итоге на психологический микроклимат и работоспособность. С учетом современных тенденций архитектурная проработка современного диспетчерского пункта должна быть такой, чтобы находиться здесь было бы не только удобно, но и приятно с эстетической точки зрения. И это не избыточное требование, а важное условие повышения эффективности работы.
Важность эргономических аспектов организации рабочего места сегодня бесспорна. От этого напрямую зависит здоровье, работоспособность и продуктивность сотрудников. По ряду причин эта зависимость особенно сильно проявляется в диспетчерских пунктах.
Во-первых, сменный режим работы предполагает, что на одном и том же месте могут находиться разные люди. Большое значение имеет и продолжительность смены, которая может превышать обычные 8 ч.
Во-вторых, диспетчерские пункты отличаются напряженным режимом работы; диспетчер не всегда может сделать перерыв в работе по своему желанию. От половины до трех четвертей своего рабочего времени диспетчер проводит в сосредоточенном наблюдении за объектами, состояние которых постоянно меняется. Плотность сигналов (световых , звуковых) и сообщений, которые диспетчер в среднем воспринимает за один час работы, варьируется от 176 до 300 ед.
В-третьих, диспетчерские пункты характеризуются необходимостью обработки гораздо более интенсивных (в сравнении с обычным офисом) потоков информации. Рабочее место диспетчера должно быть приспособлено для этого.
Тяжесть труда диспетчеров отнесена к классу 3.1 «Вредный» (наличие вредных факторов, оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего). Интенсивная работа диспетчеров в течение длительного времени может привести к профессиональным заболеваниям: патологическим изменениям опорно-двигательного аппарата, кровеносной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта. Поэтому при оснащении рабочих мест диспетчеров выбор должен быть сделан в пользу профессиональных диспетчерских консолей. Существенное их преимущество — возможность изменять высоту столешницы, чтобы работать сидя или стоя, тем самым создавая комфортные условия не для «среднестатистического человека», а для конкретных работников. Учеными уже давно доказано, что нам нельзя не двигаться. Необходимо регулярно менять положение, перераспределять давление и нагрузку на разные группы мышц. Даже тем, кто не может оторваться от работы ни на минуту. Поэтому есть мебель за которой можно работать сидя/стоя с эл-ной регулировкой высоты.
Регулируемые крепления мониторов, которыми оборудована консоль, позволяют установить оптимальные углы наклона дисплеев . Эти особенности диспетчерских пунктов обуславливают специальные требования к организации рабочих мест диспетчеров. В частности, такие рабочие места должны обладать адаптируемостью к конкретному человеку. Диспетчерская мебель должна существенно отличаться от обычной офисной мебели надежностью и износостойкостью, регулировками, возможностями по размещению большого объема оборудования, коммуникаций и мест хранения. Современная диспетчерская консоль может быть оборудована встроенными системами бесперебойного электропитания, индивидуальной вентиляции, электроприводами для регулировки высоты столешницы, креплений для мониторов и подставками для ног.
Вопросы организации рабочего места диспетчера не исчерпываются выбором диспетчерской консоли. Здесь есть множество нюансов, учет каждого из которых необходим для создания действительно удобного рабочего места. Например, ниже перечислены некоторые из требований.
1. Все основные, наиболее часто используемые технические средства управления (например, клавиатура и мышь) должны размещаться внутри основной зоны так называемого моторного поля (зона 1 на рисунке). Средства, используемые менее часто (например, телефонный пульт) — внутри зоны 2. Остальные средства — внутри зоны 3.
2. Диспетчерское кресло должно быть оснащено регулируемой спинкой, регулируемыми подлокотниками, регулировкой по высоте, механизмом синхронизации и поворотными колесиками. Такое кресло должно быть предназначено для использования круглосуточно, 7 дней в неделю. В отличие от обычного, специализированное кресло имеет усиленную конструкцию механизма и высококачественную обивку . Такое кресло должно выдерживать вес до 150 кг.
3. При размещении мониторов необходимо учитывать, что наибольшая усталость возникает при частых вертикальных движениях головы, нежели горизонтальных. Другими словами, размещение мониторов в длинный ряд предпочтительнее их размещения одного над другим.
Таким образом, тщательная проработка и учет всех аспектов эргономики и человеческого фактора является необходимым условием при создании диспетчерских пунктов. От этого зависит не только здоровье и работоспособность персонала, но также безаварийность и результативность управления производственными процессами и, следовательно, эффективность всей компании в целом. Можно выделить некоторые общие правила, которым должен быть подчинен учет человеческого фактора и эргономических параметров. Прежде всего, необходимо помнить, что главенствующая роль в управлении и принятии решений должна принадлежать человеку.
Никакие системы не должны навязывать решение, а должны предоставлять всю необходимую для его принятия информацию в удобном виде. Например, такой информацией может быть схема, иллюстрирующая текущее состояние технологического процесса, телеметрическая информация, данные об аналогичных ситуациях в прошлом, прогнозы развития ситуации при том или ином управляющем воздействии. Предлагаемые решения должны иметь возможность адаптации под конкретного, а не среднестатистического человека. Обычно в диспетчерском пункте на одном и том же месте в разные смены находятся разные люди, имеющие разные антропометрические данные, предпочтения, уровни зрительного восприятия и т. п. Каждый из них должен иметь возможность быстро настроить рабочее место под себя. Наконец, важно учитывать, что все аспекты эргономики и человеческого фактора тесно взаимосвязаны между собой, а процесс создания диспетчерского пункта является итерационным. Поэтому к вопросам учета человеческого фактора необходимо подходить комплексно.
К построению ДП нельзя подходить как к оборудованию «еще одного опенспейса в новом здании», для него необходимо выполнение специальных требований к инженерным системам (электроснабжение, вентиляция, кондиционирование и пр.) и не в последнюю очередь к мебели.
Выделяет три подхода к созданию ДП.
1. Объектно-ориентированный. Первый – «объектно-ориентированный», когда в центре внимание находится объект, т.е. помещение, параметры которого служат основой для выбора технических решений.
2. Функционально-ориентированный подход. Второй, на сегодня наиболее распространенный, – функционально-ориентированный подход. В этом случае при составлении технического задания заказчик отталкивается от тех функций, которые должно выполнять устанавливаемое оборудование.
3. Подход, ориентированный на пользователя. Наконец, третий подход, который считается предпочтительным, он ориентирован на пользователей, которые, собственно, анализируют информацию и принимают решения. В фокусе этого подхода – вопросы эргономики.
В качестве диспетчерской мебели мы рекомендуем использовать исключительно специализированные продукты, которые разработаны для эксплуатации в режиме 24/7, имеют широкие возможности регулировки и продуманную эргономику. В частности, диспетчерская мебель для ДП должна не только обеспечивать комфортную работу диспетчеров, но и иметь в конструкции места для размещения оборудования и кабель-каналы для прокладки проводки.
Серийная мебель не всегда удовлетворяет всем требованиям технического задания с которым приходит к нам заказчик и тогда необходимо провести сложную проектную работу от которой зависит весь функционал рабочего места. Детальная проработка позволяет заранее спланировать и учесть все особенности рабочего места, продумать кабель-менеджмент, учесть расположение розеток, вентиляционных отверстий и т.д.
Проекты выполняются по технологии полного цикла от дизайн-проектирования до поставки и установки.
24 Мая 2024
НОВИНКА! Акустические панелиРады предложить вам новинки в разделе «Настольные экраны и перегородки» и "Акустические панели и каб...
Читать5 Июня 2023
Завершены работы по проекту ОАО «НК «Янгпур»В проекте использована мебель производства компании LEGNO (Profoffice™, Россия), Norden™ (Россия-Кит...
Читать